суббота, 9 февраля 2013 г.

проза.ру юрий подкорытов

Что к расстрелу повели меня.

Вы родимой маме расскажите,

Вы летите в дальние края.

Вы летите, голуби, летите,

а заканчивается душераздирающими строками -

Передать любимой свой привет, -

Как бы мне хотелось с голубями

Голубям преграды в мире нет.

Голуби летят над нашей зоной,

Кстати, одна из самых популярных арестантских песен «Голуби летят над нашей зоной», которая начинается куплетом:

Но тогда почему «каржатник» угодил в уголовники? Может, потому, что гонять голубей это забава окраин, рабочих поселков, неблагополучных районов, которые в большинстве своем поставляют преступников? Именно эту версию когда-то высказал рецидивист Саша Савченко, активно помогавший мне в составлении словаря уголовно-арестантского жаргона. Резон в таком предположении есть. «Каржатники» на зоне - не редкость. Правда, раньше разведение голубей, равно как и другой живности, в местах лишения свободы запрещалось. В 1992 году запрет был отменен, и в ряде колоний администрация пошла навстречу осужденным, разрешив даже строить голубятни (хотя оперативные работники чаще всего противятся этому новшеству, утверждая, что голубей можно использовать для нелегальных связей с волей; логика, схожая с логикой оккупационнных властей нацистской Германии).

Увы, сейчас фанатиков-голубеводов можно пересчитать по пальцам. Об одном из них, Тимофее Карлове, рассказал несколько лет назад в «Газете Дона» Сергей Резников. Первым голубеводом в семье Карловых был дед Тимофея Тимофеевича, плативший смотрителям за голубями по сто рублей золотом. Декоративных голубей тогда держали чуть ли не в каждом третьем ростовском дворе. Шестилетнему Тимофею голуби достались от отца, а мать, рискуя жизнью, сохранила в войну пятьдесят голубей. Карлов много раз участвовал в зарубежных выставках, имеет около 60 призов, десятки медалей, больше двадцати лет руководит секцией декоративного голубеводства. Правда, нынче голубеводам власть уже давно не помогает, а на содержание одной птицы уходит от 300 рублей и выше.

Тихий Дон всегда считался одним из центров голубеводства в России, здесь выведено не менее десятка пород этих чудесных птиц. Ростовский клуб голубеводов появился в 1927 году и является старейшим в стране. После Великой Отечественной войны и до распада Советского Союза клуб носил имя Вити Черевичкина - ростовского мальчугана, который был застрелен фашистами за то, что не хотел расстаться с голубями (разведение голубей в оккупационных зонах было запрещено под страхом смерти). У клуба была своя атрибутика: вымпелы, значки, медали. В советские времена государство поддерживало голубеводов: клубам бесплатно выделялись корма, ежегодно проходила всероссийская выставки и множество региональных.

И это действительно так. Но почему простых голубеводов поставили в один ряд с майданниками, щипачами, домушниками? Неужто разведение голубей в России когда-либо подпадало под уголовную статью? Никогда этого не бывало! Совсем напротив, ещё относительно городскую жизнь невозможно было представить без голубятен. Настоящих «каржатников» имел чуть ли не каждый двор и в центре крупного города той же Москвы.

Так и в нашем случае. Я впервые встретил «каржатника» в словаре  М.Г. Никонорова «Сборник жаргонных слов и выражений, употребляемых в устной и письменной форме преступным элементом» (М., 1978). «Лицо, занимающееся разведением голубей», - кратко объяснял справочник для служебного пользования.

Вот, к примеру, «каржатник». Представьте: сегодня это словцо считается блатным!  Хотя вряд ли это справедливо. Сработало то, что я называю «принципом Трахтенберга». Не покойного приколиста Романа Трахтенберга, а известного авантюриста Василия Трахтенберга, который был осуждён в 1908 году за мошенничество и, пребывая в таганской тюрьме, составил словарь «Блатная музыка. Жаргон тюрьмы». Будучи человеком городским (и не будучи профессиональным уголовником), Трахтенберг умудрился представить в качестве «жаргонных» множество слов живого великорусского языка, которые были ему непонятны и воспринимались как «тайный язык» арестантов.

Разговор об исчезнувших или исчезающих словах совсем не прост. Разумеется, без проблем можно взять словарь забытых слов и выбрать оттуда «жуировать», «жупан», «камлот» и прочие дела давно прошедших дней. Но куда интереснее «ухватить за хвост» словечко, которое ускользает из языка у тебя на глазах, как диковинная ящерка. Его уже фактически не услышишь, разве что от старожилов или от тех, кто собирает преданья старины глубокой.

 *Голуби летят над нашей зоной

Каржатник - это вам не медвежатник!

Каржатник - это вам не медвежатник! (Фима Жиганец) / миниатюры / Проза.ру - национальный сервер современной прозы

Комментариев нет:

Отправить комментарий