суббота, 9 февраля 2013 г.

герой вов из казахстана ержанов

Пиком рассвета АЗФ ветеран считает 1985 год, когда на заводе работали 3,5 тысячи человек, а предприятие перевыполнило все мыслимые и немыслимые планы.

- Сам Димекен (Кунаев. Авт.) был у нас 5-6 раз, не говоря уже о московских министрах, — рассказывает Болат Ержанов. Всех гостей Василий Ливенцов (тогдашний первый секретарь Актюбинского обкома компартии. Авт.) приводил к нам, показывал нашу инфраструктуру и достижения. Наш завод всегда был в числе первых не только в Казахстане, но и во всем Союзе. Третье место в соцсоревновании для нас было равносильно поражению.

Всех высоких и почетных гостей города возили на это предприятие.

Несмотря на все тяготы производства, прошедшие годы металлург вспоминает с теплотой. Оно и понятно: ветеран всю жизнь проработал на этом заводе. Кстати, в СССР таких ферросплавных заводов было всего шесть.

- Мне не хватило трех лет «горячего стажа», поэтому и вышел я на пенсию только в 2000 году. Тогда же руководство завода попросило меня возглавить совет ветеранов. Мне сейчас 77 лет, но я до сих пор тружусь во благо родного предприятия. И вся моя жизнь тесно связана с жизнью города, — не без гордости отмечает собеседник. Когда я начал работать, здесь был свой поселковый совет. Позже его упразднили и передали в юрисдикцию города.

Через некоторое время Ержанов вернулся на завод на должность заместителя директора. Кстати, несколько лет разлуки с родным предприятием стоили Болату Каримовичу потери рабочего стажа по «горячей сетке». В те годы металлурги с «горячим» стажем выходили на пенсию в 50 лет, а женщины в 45.

Еще один уход из АЗФ в добровольно-принудительном порядке у Болата Каримовича случился в 1973 году. (В те годы решения бюро обкома исполнялись неукоснительно). На этот раз партия поручила Болату Ержанову возглавить только что созданный Пролетарский райисполком города Актобе.

- В конце 1965 года совнархозы закрыли, и я вернулся на родное предприятие, — вспоминает ветеран. На тот момент наш завод снова подчинялся Министерству черной металлургии СССР. В Казахской ССР такого министерства не было.

Правда, в какой-то период он был вынужден уйти с производства, но в то время компартия не интересовалась личным мнением трудящихся. При Хрущеве в СССР вместо отраслевых министерств создавались советы народного хозяйства (сов-нархозы). И Болата Каримовича откомандировали в аппарат совнархоза Западно-Казахстанского края, в управление тяжелой и химической промышленности.

Коренной актюбинец, после окончания мужской средней школы 2 поступил в Московский институт стали и сплавов. Получив диплом данного вуза в 1957 году, сразу же устроился на АЗФ плавильщиком. Спустя три месяца стал помощником мастера, позже мастером, начальником смены, старшим мастером, замначальника, начальником цеха шихтоподготовки, а на пенсию Болат Каримович вышел уже с должности заместителя директора завода.

Конечно, всю историю предприятия всесоюзного значения, а ныне входящего в компанию мирового масштаба, пересказать невозможно. Корреспонденту «АВ» удалось поговорить с председателем совета ветеранов и по совместительству директором заводского музея Болатом Ержановым.

Со временем АЗФ стал крупнейшим заводом по выпуску феррохрома в СССР и Европе. Здесь впервые в СССР было осуществлено водоснабжение крупного металлургического предприятия на базе грунтовых вод.

В 1943 году на предприятии создали ФЗО фабрично-заводское обучение. Здесь училась сельская молодежь из отдаленных аулов области, которую не взяли на фронт. По окончании учебы ее оставили на заводе. Кстати, за годы Великой Отечественной войны на заводе ферросплавов по основным профессиям были подготовлены 332 женщины, в том числе 22 плавильщицы.

Датой запуска предприятия определили 5 ноября 1942 года. Меньше чем за год — к 1 сентября 1941 года — на стройплощадке были проложены основные пути и пущен первый паровоз. В августе 1942 года на завод прибыли первые эшелоны с углем и рудой. В декабре 1942 года запустили печь «Комсомолка». Поначалу здесь использовали бурый уголь из Берчогурского, Мамытского и Курашасайского месторождений. Низкокалорийный уголь не годился для производства, но за неимением кокса металлургам пришлось выпускать продукцию и на таком топливе.

Оговоримся сразу: первенцем индустриализации всесоюзного масштаба на территории нашей области является Актюбинский химический комбинат, который заработал в начале 30-х годов прошлого века в Алге. (Об истории гиганта химической промышленности того времени читайте в ближайших номерах). В 1937 году в Новороссийском районе, близ станции Донское началась добыча хромитовой руды. Как мы уже писали, учитывая ее огромные запасы, советское правительство в 1939 году приняло решение о возведении Актюбинского завода ферросплавов. Так, в 1940 году на берегу реки Дженешке началось строительство. Возводили его заключенные сталинского ГУЛАГа. Завод был объектом оборонного значения, поэтому подрядчиком выступил НКВД СССР, на строительстве задействовали десятки тысяч человек.

Стройка на берегу Дженешке

Подрядной организацией строительства АЗФ — первого градообразующего предприятия Актюбинска — был НКВД

Четверг, 16 февраля 2012 /

История АЗФ — история Актобе

Актюбинский Вестник » История АЗФ — история Актобе

Комментариев нет:

Отправить комментарий